Город Апрелевка.
Население: около 75 000 человек.
Статус: районный центр
Расположен: республика Коми, 385 км к востоку от Сыктывкара, по пути к Сыктывкару находится городской округ Гориславль (65 км к западу от Апрелевки)
Характеристика: довольно крупный промышленный центр. В настоящее время находится в относительно нормальном по меркам республики экономическом и социальном состоянии.
Крупные предприятия: Апрелевская атомная электростанция, на которую приходится львиная доля производства электроэнергии в республике, завод имени Кирова, имевший закрытый статус при советской власти и производивший продукцию военного назначения. За 20 лет постперестроечного периода завод потерял былую значимость, но по-прежнему сохранил свою закрытость, и далеко не каждый рабочий завода до конца знает, чего вообще на нём производится.
Образование: в черте города Апрелевка имеется 6 средних общеобразовательных школ, ещё несколько имеется в примыкающих к городу посёлках (Кировский, Матвеевское, Станционный)
Культура: Апрелевка вся, по сути, советской постройки, старинных зданий в городе нет, если не считать особо старые дома в частном секторе, построенные ещё до революции. Транспорт:
воздушный
город не имеет никакого аэропорта. Ближайная взлётно-посадочная полоса расположена в Шондихе (Гориславль). Ходят слухи, что за Кировским посёлком находится секретная воинская часть, где проводятся исследования по производству принципиально новых военных вертолётов. Однако есть и такая версия, что эти слухи - всего лишь дезинформация для иностранных шпионов.
автомобильный
с запада в город приходит дорога из Гориславля. в остальных направлениях настоящих дорог нет, есть лишь просёлки и небольшие дорожки до околичных деревень и селений. Внутри города имеется довольно развитая автобусная сеть, но выпуск на маршрутах минимальный, так как основную долю городских перевозок берёт на себя апрелевский трамвай.
Городские и частично пригородные автобусы:
3.Трамвайное депо - посёлок Матвеевское.
4.Проезд Пешкова - станция Апрелевка.
5.Кировский завод - Автовокзал.
7.Автокооператив - ул. 8 марта.
9.Проезд Пешкова - посёлок Кировский.
10.АПАТП - 10-й Квартал.
14.ГПТУ-6 - станция Апрелевка.
28.Кировский завод - ул. 8 марта.
33.Станция Апрелевка - посёлок Матвеевское.
49.Станция Апрелевка - посёлок Кировский.
Пригородные автобусы расходятся во все концы по деревням, но основная масса уходит по дороге в сторону Гориславля. Абсолютно все автобусы Апрелевки и львиную долю Гориславльских перевозок обслуживает МУП "АПАТП" - Апрелевское Пассажирское автотранспортное предприятие. Предприятие имеет на балансе самые разные автобусы, начиная от мелкокалиберных ГАЗелей и заканчивая сочленёнными Икарусами-280. Правда, последних становится всё меньше. Удивительно, как они сохранились до сих пор при эксплуатации по местным дорогам ужасного качества.
Коммерческие перевозки не развиты. Имеется несколько частных маршрутов так называемого "автолайна" или "маршрутного такси", но всё это минимально, единично и особо не прибыльно в сложившейся городской транспортной структуре
железнодорожный транспорт.
Через город проходит единственная одноколейная неэлектрифицированная железнодорожная линия, имеющая путевое развитие на станции Апрелевка и близ Апрелевской атомной электростанции. Западнее Апрелевки по жд ветке находится Гориславль (станция Солнечный), восточнее - Воркута. На некоторых участках Солнечного направления имеется двухпутка.
Кроме того, в Апрелевке имеется небольшая узкоколейная жд сеть, занимающаяся как грузовыми, так и пассажирскими перевозками между станцией Апрелевка и центром города.
электротранспорт.
С 1959 года в Апрелевке действует трамвай, ежедневно около 20 вагонов выходят на три маршрута:
1. Станция Апрелевка - улица 8 марта (однопутная линия)
2. Кировский завод - пос.Матвеевское (Кировский - Пешкова однопутка, далее двухпутка)
3. Проезд Пешкова - пос.Матвеевское (двухпутная линия)
Трамвай также является пригородным, ибо Станция Апрелевка вместе со Станционным посёлком находится в нескольких километрах от города через тайгу, ровно как и посёлок Матвеевское. Кировский завод считается в черте города, но в реальности находится на таком отшибе, что городом это место язык назвать не повернётся.
В ближайшее время возможно сокращение второго маршрута до варианта пр.Пешкова - Кировский завод, так пассажиропоток на транзите через город стремится к нулю.
Подвижной состав Апрелевского трамвая представлен, в основном, вагонами производства ПТМЗ.
По большей части это ЛМ-93, имеются также ЛМ-68М и ЛМ-99К. Недавно был приобретён новый вагон 71-619КТ на МуТРЗ.
На путях депо продолжают ржаветь последние 71-605 и РВЗ-6, а также несколько б/у Татр Т3 из Екатеринбурга. Однако Татры на линии всё же время от времени появляются. Остался один 71-402, в настоящее время также ржавеет под забором.
Третий год работники депо восстанавливают своими силами вагон 71-608К, когда-то работавший и списанный в Иваново. с восстановлением проблемы, так как депо не имеет контактов с УКВЗ (а точнее, не особенно желает их иметь), следовательно, отсутствуют необходимые запчасти.
Возможна закупка парочки новых вагонов ЛМ-99АЭНМ на ПТМЗ.
Среди токоприёмников преобладают бугели. На маршруте №3 работает несколько СМЕ из ЛМ-68М и ЛМ-93
_____________________________
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ И ТРАМВАЕВ по г.Апрелевка и прилегающим селениям