Сегодня, 15 апреля 2010 года, ровно через год после окончательной ликвидации трамвая в недогороде Воронеже, окончательно и бесповоротно прекращено движение трамваев в г. Рязани. Я так чувствую, что скоро, 15 апреля станет Днём Памяти Трамвая.
14 апреля, с остановки «Полетаевский рынок» рязанский трамвай отправился в последний путь. Двери трамвая с бортовым номером 56 закрылись, машинист объявил: «В последний путь отправляется трамвай!», трамвай тронулся и... часть пассажиров запела «Катюшу». Экипаж был приятно удивлён такими проводами: «Какие весёлые подобрались последние пассажиры!», — прокомментировала машинист Раиса Данюкова. Раиса управляет трамваем практически со школьной скамьи. С грустной улыбкой она коротко сказала: «Жалко, конечно, жалко, но что поделаешь...». Тем временем пассажиры напевали «Звезду по имени солнце» и другие песни, а к концу пути исполнили и гимн России. «Надо было последний гвоздь раздавить! — с досадой сказал пассажир последнего рейса Александр.— В детстве всегда подкладывали гвозди на рельсы, трамвай проезжал и плющил их». В последний рейс рязанского трамвая горожане шли как на праздник — с друзьями, фотографировались с «транспортом детства» на память, желали машинисту и кондуктору всего наилучшего. Но вот приобрести билетик на память и сделать в нём четыре дырочки при помощи компостера не получилось — билеты в этот день закончились намного раньше конечной остановки. «Мы не ожидали такого ажиотажа! — поделилась кондуктор Надежда Климкина. — Я думала сейчас буду дремать, а получилось совсем наоборот». Надежда Климкина работает на трамвае относительно недавно — всего полтора года, но провожает его, как и все коллеги, со слезами на глазах: «Очень обидно и очень горько, что было принято решение закрыть трамвай». Напомним, администрация города приняла такое решение не случайно — трамвайное сообщение для города является убыточным. Ежемесячно он приносит городу убыток в 1 млн рублей». Рязанский трамвай прекратил своё существование в четверг, 15 апреля.
Еще одной системой меньше... Думал, и у нас в НН, с закрытием Канавинского моста на капремонт, тоже линию снесут. Еще купируют трамвай. Эта линия год лежала, ржавела, ан нет, сейчас там кольцо новое строят, около моста, маршруты собираются организовать. Все не уничтожение трамвая, а хоть какое-то, но развитие. А рязанский трамвай жалко. И еще про Воронеж... был удивлен, когда узнал о закрытии трамвая там. Читал про "транспортный колхоз", от которого теперь, похоже, одни руины остались. И все это в угоду маршрутчикам. Правильно, у нас же как: "малому бизнесу" везде дорога, а трамваю - пинок под зад, уж извините, если что не так сказал...
ээх, вот чёто я уже свыкся, что в воронеже трамваю кирдык, да и чёрт с ним - унылый город. а вот что в иваново трамвай _был_, я узнал уже после закрытия сети (именно в связи с закрытием). если честно, у меня до сих пор такие города, как кострома, вознесенск (иваново), владимир, брянск, калуга и в меньшей степени рязань всю жизнь сливались в единое целое (хотя в костроме я был два раза даже). рязань в меньшей степени, т.к. она всегда была "рядом" с моей "родиной" - раменским. просто всё детство читал надписи "на рязань". а по сути все эти города очень похожи на непосвящённый взгляд. и только в иванове была своя живая трамвайная система, полноценная. потом я узнал, что в рязани тоже есть, и после закрытия рязанской ветки все эти города смешались в один унылый, серый город "московского пояса". у москвы осталось два трамвайных соседа - громадный ярославль и поменьше тверь. в обоих трамвай коллапсирует. не сильно обнадёживают и спутники москвы - коломна и старый рогожский ям (богородск, ногинск). последний почти вымер, а коломна, боюсь, уже переступила черту, отделявшую стагнацию от вымирания. похоже, что динамичному росту на смену придёт резкий и жуткий упадок